ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

    
  • 162015Июль

    Современные технологии на службе Вечного Слова

    Заметное место на фестивале Корана занимает стенд Центра компьютерных исследований исламских наук «Нур» («Свет»). На фестиваль Корана в Москву из иранского города Кум приехал заместитель директора Центра доктор Мохсен Месчи. Он у нашего микрофона: – Центр «Нур» является крупнейшим в мире центром по созданию компьютерных программ для изучения исламских наук. Центр ...

    ( Читать дальше )
  • 142015Июль

    Иман Валерия Порохова о Коране и нашем фестивале

    Открытие КоранФеста посетила известная переводчица Корана Иман Валерия Порохова. Интервью у неё взяла Елена Новосёлова – корреспондент «Российской газеты». Предлагаем его Вашему вниманию: Подражания Корану. В Москве начался фестиваль священной книги мусульман В Москве начался международный фестиваль Корана. О главном предназначении священной книги мусульман и её литературных ...

    ( Читать дальше )
  • 132015Июль

    Чудо персидских изразцов из Мешхеда

    На московский  КоранФест прибыли красочные изразцы традиционно персидского стиля - ими украшаются стены, торжественные входы и купола мечетей, медресе и общественных зданий. Все они покрыты каллиграфическими надписями, в первую очередь, из Корана, а также и узорами древнего Ирана с их архаичной космической символикой. Все они светоносны и излучают персидскую нежную лазурь Неба. Эту яркую ...

    ( Читать дальше )
  • 132015Июль

    Фонд Марджани на КоранФесте: шамаили, рукописи и книги

    Известный своей разносторонней научно-просветительской и собирательской, выставочной деятельностью, Фонд Марджани (Москва) является участником нашего фестиваля. На его стенде представлены печатные татарские шамаили начала 20 века из коллекции Фонда Марджани: "Восхождение Пророка на небеса" и "Кто стремится к знаниям, к тому стремится Рай", а также современный шамаиль "Парусник ...

    ( Читать дальше )
Главная > Новости > Отношение Священного Корана к науке

Отношение Священного Корана к науке

Уважительное отношение Священного Корана к науке и поощрение её изучения.

Аналог уважительного отношения Священного Корана к науке и знаниям не встречается более ни в одной другой небесной книге. В этом отношении достаточно напоминания о том, что Коран называл период дикости арабов, соответствующий доисламской эпохе, периодом неве­жества (джахилийа).

Священный Коран в сотнях айатов говорит о науке и знании, стремится к их возвеличиванию.

Так, Всевышний Господь, как бы напоминая об оказанной Им человеку услуге, изрекает:

«И человека обучил тому, что он не знал» (К, 96:5).

И еще:

«Повышает Аллах степенью тех из вас, кто верует, а также тех, кому Знание даровано» (К, 58:11).

И, наконец:

«Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (К, 39:9)

Есть еще много коранических айатов, где затронут этот вопрос. В хадисах досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и Имамов Ахл ал-Бейт (мир им!) этому вопросу также посвящено множество преданий (ахбар).

Науки, к изучению которых призывает Священный Коран

Священный Коран во многих айатах (в силу их многочисленности мы воздержимся от перечисления) призывает к размышлениям над знамениями, связанными с небом и яркими звездами, с изменениями в их состоянии, а также — о порядке, который царствует над ними.

Коран поощряет размышления по вопросам создания воды и суши, гор и пустынь, а также удивительных явлений в земных недрах; о разнице между днем и ночью; по поводу смены времен года.

Священная Книга призывает к размышлениям над чудесами, связанными с сотворением земной флоры и фауны, вегетацией растений, а также повадками животных.

Коран серьезно настаивает на необходимости размышлений над сотворением самого человека и тайнами, заложенными в его естестве; над внутренней природой людей и их духовным миром, связью последнего с небесным царством. Он призывает человека размышлять о земных просторах; внимательно изучать жизнь и деяния прошлых поколений; проявлять любопытство по отношению к жизни и особенностям различных народов, интересоваться их сказаниями и историей.

Таким образом, Коран призывает к изучению естественных наук, математики, философии, литературы, истории, наконец — всех наук, которые доступны человеческой мысли и которые являются полезными для человеческого сообщества и для достижения им счастья.

Священный Коран на деле призывает человека к освоению этих наук, но с условием, чтобы они, служа ему руководством в поисках истины, включали бы в себя истинное мировоззрение, в центре которого находится познание Аллаха.

В противном случае всякая наука, заставляющая человека увлекаться исключительно самим собой и отвлекает его от познания Аллаха, в Коране считается эквивалентной невежеству.

Всевышний Господь изрек:

«Знают они только то, что явлено им в жизни здешней, но ничего не представляют они о жизни будущей» (К, 30:7).

Или:

«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (К, 45:23)

Священный Коран, призывая к изучению наук, и сам является руководством для изучения целого ряда теологических дисциплин, а также общих основ исламской этики и фикха.

Науки, предметом изучения которых является Священный Коран

Среди мусульман распространены и такие науки, предметом изучения которых является непосредственно Священный Коран. Возникновение этих наук началось с самых первых дней ниспослания айатов Священного Корана. Вопросы, выдвигаемые этими науками, постепенно распространились среди людей. Затем ученые, занимающиеся такими науками, провели определенные исследования и написали соответствующие труды. Некоторые изучали кораническую терминологию, а другие проводили изыскания в области смыслов Корана.

Науки, занимающиеся коранической терминологией, включают такие дисциплины, как орфоэпия (правила литературного произношения) и рецитация (правила мелодичного чтения). Данные дисциплины посвящены таким вопросам, как качество произношения — с учетом складов и букв, падежей и состояний, которые свойственны слоговым буквам в арабском языке в простых и составных словах; как слияние и изменение букв, остановки при чтении, начало нового предложения и тому подобное.

 

Есть специальная дисциплина, изучающая записи и разъяснения семи популярных способов рецитации (таджвид) Корана, а также способы чтения сподвижников Пророка и другие популярные направления рецитации.

Существует дисциплина, предметом изучения которой служит количество сур и айатов Корана, кораническая каллиграфия, а также различные типы и виды каллиграфии.

В свою очередь к дисциплинам, исследующим смыслы Священного Корана, относятся:

а) Дисциплина, предметом изысканий которой является все смысловое разнообразие айатов —танзил (знание о ниспослании айатов), та’вил ( выявление эзотерического смысла айатов), внешние и внутренние аспекты Корана, очевидные (мухкам) и метафорические (муташабих) трактовкиайатов, а также отмененные (мансух) и отменяющие (насихайаты;

б) дисциплина, рассматривающая айаты и предписания (ахкам); относится к фикху.

в) дисциплина, предметом рассмотрения которой являются особые смыслы коранических айатов; известна как кораническая экзегеза —  тафсир. К слову, во втором разделе настоящего издания нами были высказаны соответствующие рассуждения относительно экзегетики и поколений экзегетов.

Исламскими учеными-богословами и исследователями написаны многочисленные труды по всем направлениям наук, посвященным Корану.

Науки, на формирование которых Священный Коран оказал влияние

Несомненно, история формирования ныне популярных, изучаемых и преподаваемых среди мусульман религиозных наук связана с миссией Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и ниспосланием Корана, который принес Божественные знания и даровал законы Шариата.

Эти науки в I в. хиджры из-за запрета, наложенного властями халифов на записывание хадисов и на составление книг, посвященных хадисам, были распространены в несистематизированном виде только среди сподвижников Пророка (сахаба) и их последователей (таби‘ин), исключая небольшое количество лиц, которыми были написаны некоторые книги по фикху, экзегетике и хадисам. Большинство людей изучали религиозные науки изустно — путем выслушивания и запоминания.

Начиная со II в. хиджры, после снятия запрета [1], люди стали записывать хадисы, а затем приступили к письменной фиксации своих рассуждений применительно к другим наукам, инициировав тем самым появление систематизированного свода религиозных знаний. Так возникло изучение хадисов, генеалогии (передатчиков хадисов), методологии знаний (‘илм ад-дирайа), фикха(исламского права и юриспруденции), калама (исламской схоластики).

Начало формироваться и философское мышление. Хотя философия проникла в исламскую среду вместе с переводами с греческого языка, по прошествии некоторого времени она попала под влияние общественного мышления и претерпела значительные изменения — что по форме, что по содержанию. В мусульманской философии, особенно в области познания Бога, нет такого вопроса, который не мог быть обоснован посредством аргументов из Корана и хадиса.

То же самое можно сказать по поводу наук филологического толка. Хотя предметом изучения таких наук, как грамматика, риторика, литература, лексикология, этимология и был непосредственно арабский язык и его особенности, главным толчком к возникновению и развитию этих наук послужил Священный Коран, покоривший сердца людей великолепием своего слога.

Для выяснения значения терминов и уяснения состава предложений, в целях познания секрета красоты, выразительности и тонкого словесного искусства Корана люди нуждались в том, чтобы понять общие закономерности Слова Аллаха, сравнить его совершенство с тем несовершенством, которое встречалось в обыденной арабской лексике того периода. Иначе говоря, они желали видеть результаты своего любопытства и пытливости ума. В итоге в арабском языкознании появились синтаксис и морфология араб­ского языка и направления, посвященные красноречию.

Согласно преданиям, Ибн ‘Аббас, который принадлежал к когорте экзегетов из числа сподвижников Пророка, излагал смысл айатов, обращаясь к арабской поэзии; как следствие, он рекомендовал собирать и хранить стихи арабских поэтов. Известны его слова о том, что «поэзия — это совещательный орган арабов». Благодаря этому были собраны и зафиксированы лучшие образцы арабской прозы и поэзии. Так, шиитский ученый Халил б. Ахмад ал-Басри написал знаменитую книгуАл-‘айн («Око»), в которой основал науку о метрических нормах арабской поэзии (‘аруз).

Историческая наука в Исламе также исходила из содержания хадисов. Все началось со сказаний о Пророках (мир им) и жизнеописания самого досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), к ним добавилась история начального периода возникновения и распространения Ислама, и постепенно историческая наука стала формироваться как всеобщая история.

Смело также можно утверждать, что основным фактором, способствовавшим занятиям мусульман в области естественных наук, математики и т. п., изначально были переводы с других языков, а затем — та культурная мотивация, которая была вселена в сердца мусульман Священным Кораном.

Вначале по поручению халифов, которые правили тогда арабским народом, книги из разным наук переводились на арабский с греческого, сирийского и индийского языков, в итоге чего данные науки стали доступны всем мусульманам, среди которых были представители различных народов. Горизонты исследований мусульман, результативность их трудов возрастали с каждым днем.

Известно, что величественная исламская цивилизация, которая начала формироваться после переселения (хиджра) и кончины досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) распространилась на значительной части территорий стран того периода. Ныне данная цивилизация именем ислама объединяет около 600 тысяч [2] человек, живущих на планете, и ее жизнеспособность является наглядным свидетельством влияния Священного Корана на мировую ойкумену.

Разумеется, подобные масштабные преобразования, которые стали одним из главных звеньев в цепи мировых событий, будет оказывать подобающее влияние и на последующие звенья этой цепи. Следовательно, Священный Коран продолжит быть одной из причин и предпосылок прогресса всей мировой культуры.

Вне сомнений, основательное освещение и демонстрация реальной ценности данного вопроса нуждаются в более глубоком исследовании и анализе, но соблюдаемый в этой книге принцип краткости изложения исключает подобный подход.

Перевод М. Махшулова

Из книги Мухаммада Хусейна Табатабаи «Коран в Исламе»[3]

 

[1] Как известно в истории ислама, этот запрет был снят омейядским халифом ‘Умаром б. ‘Абд ал-’Азизом (718—721).

[2] Согласно статистическим данным года написания данной книги, т. е. 1341 года хиджры солнечной, соответственно 1962 г. от Р. Хр.

[3] Мухаммад Хусайн Табатабаи. Коран в Исламе. Санкт-Петербург: «Петербургское востоковедение», Фонд исследований исламской культуры, 2011.



Предыдущий пост Следующий пост



Подписаться на сайт

Подпишитесь на нашу рассылку новостей, чтобы быть в курсе всех самых последних событий.вы сможете получать еженедельную подборку самых интересных новостей

Случайная новость

    
  • Программы Фестиваля Корана

    В программе Фестиваля Корана Стенды и проекты из России,Ирана, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Турции и Индии: - книги и новые ИТ-технологии о Коране, - фильмы и анимация для взрослых и для детей, - произведения искусств - традиционных, авангардных и детских (от каллиграфии до компьютерной графики), - новинки научной ...

    Июнь 30, 2015
  • Давайте обсудим новый перевод Корана!

    Как известно, перевод смыслов Корана на русский язык – вопрос, волнующий многих и до сих пор вызывающий споры. «Цена вопроса» в этом деле велика: переводчик должен передать смыслы древнего Священного Послания на языке, понятном нам, современникам. И раскрыть такие глубины, которые ранее были скрыты от ...

    Июль 01, 2015
  • М.Назир Хан Пять аятов Корана, смысл которых чаще всего искажают

    Недавний подъём негативных настроений по отношению к исламу и мусульманам привёл к многократным попыткам изобразить эту религию как жестокую по своей природе, а также к абсурдным обвинениям в адрес Корана. На самом деле, многие аяты Корана подвергаются ложному толкованию, среди них мы выделим пять, искажаемых чаще ...

    Июль 02, 2015
  • «Весёлый букварь» арабского языка

    «ВЕСЕЛЫЙ БУКВАРЬ» арабского языка - уникальное издание, аналогов ему нет в России! Вы сами можете в этом убедиться: материал по изучению арабского языка на первых стадиях изложен очень доступно, красочно, весело и занимательно! Отзывы о нём самые лучшие как от родителей, так и от самих детей! Мы рады, что не только у детей Букварь ...

    Июль 06, 2015
  • Зачем мусульманину нужна каллиграфия?

    На этот и многие другие вопросы отвечает мастер каллиграфии Хади Рушан Замир из Ирана. На днях в Казани в Музее исламской культуры открылась выставка каллиграфии «Благородный Коран в Благословенный месяц Рамадан». Произведения лучших современных иранских художников-каллиграфов казанцы могут увидеть всего три дня – 2 июля ...

    Июль 01, 2015
  • Фестиваль посвящён предстоящему открытию Московской Соборной мечети

    Первый московский международный фестиваль Корана имеет особое посвящение – предстоящему открытию Московской Соборной мечети. Как известно, на 23 сентября этого года назначено торжественное открытие этой уникальной новостройки, которая украсит столицу России. В её архитектуре видны как мотивы татарской архитектуры и, в частности, ...

    Июль 01, 2015
  • Завершён грандиозный Тафсир на русском языке!

    Фонд исследований исламской культуры (Москва) представит на КоранФесте-2015 уникальный и крайне полезный многотомный труд, над которым работало много лет множество богословов и переводчиков. Руководитель Фонда доктор Хамид Хадави рассказал нам об этом проекте: «Настоящим двенадцатым томом мы завершаем выпуск многотомного ...

    Июль 02, 2015
  • Вышел второй том «Ханафитского фикха»

    Совет муфтиев России – соорганизатор КоранФеста-2015. Работающее при нём издательство «Исламская книга» будет иметь свой стенд и покажет книги на выставке. Рады сообщить, что вышел второй том крайне важной и уже широко популярной книги «Ханафитский фикх». 1 том — Ханафитский фикх «религиозные обязанности» ...

    Июль 02, 2015
  • Тафсир Корана Абдуллы Юсуфа Али в Музее Великого Булгара

    В республике Татарстан, в музее исторического города Булгар на стенде теперь выставлен тафсир Корана Абдуллы Юусуфа Али, выпущенный в Издательском доме «Медина» в 2007 году. Рады сообщить, что скоро этот Коран с тафсиром будет переиздан со всеми правками и дополнениями в новом виде. Надеемся, что второе издание найдёт также свое ...

    Июль 02, 2015
  • Детские книги и мастер-классы из Казани

    Духовное управление мусульман Татарстана будет на КоранФесте-2015  представлять свои программы. Среди них – продукция и мастер-классы от казанского издательства Инсан Медиа Групп. Из Казани нам сообщили: «Основное направление у нас - это детское дошкольное. Мы разрабатываем и выпускаем книги для маленьких детей, обучающие ...

    Июль 06, 2015
  • Участвуйте в конкурсе «Новый перевод Корана Назима Зейналова»!

    На нашем сайте уже была дана информация о новом переводе Священного Корана, который исполнил Назим Зейналов. В беседе с ним журналист спросил: - Есть ли какие-то идеи или проект для масштабного распространения Вашего перевода? - Одним из проектов в целях распространения коранических понятий является проведение Всероссийского ...

    Июль 06, 2015
  • 350 произведений искусства отобрано на Тегеранский КоранФест-2015

    В секретариат 23-й Тегеранского международного Фестиваля Корана было направлено более 2000 произведений искусства - заявил руководитель проекта Ходжат-оль-ислам Мохаммад Реза Хешмати, являющийся также заместителем министра культуры и исламской ориентации в коранической сфере. Он также добавил, что из всех представленных работ было ...

    Июль 07, 2015
  • НОВИНКА – Хадисы из сборника «Аль-Кафи»

    На нашем КоранФесте среди книжных новинок от Международного университета Аль Мустафа появится - впервые на русском языке! - часть хадисов из сборника «Аль-Кафи», собранного шейхом Кулейни, в переводе с арабского Айрата Баешева. Как ни странно, этот великий и широко известный мусульманам всего мира источник до сих пор был ...

    Июль 07, 2015
  • Ковёр-Коран «Ковёр Божественной любви» покажут в Москве

    Уникальное изделие рук человеческих, Коран, сотканный в виде ковра из шёлка и шерсти, привезут на КоранФест-2015 в Москву. Он изготовлен шестью мастерами из Университета искусств иранского города Тебриз, который славится своими древними традициями ковроткачества и живописной миниатюры. Это настоящая книга со страницами размером 45Х75 ...

    Июль 08, 2015
  • Ждём чтеца Корана – «Знамя Божьего руководства»!

    На КоранФест-2015 в Москву приедет один из лучших чтецов Корана в Иране Сеед Мохаммад-Хосейн Табатабаи. За своё высокое искусство он получил звание Алам оль-Хода  - «Знамя Божьего руководства». Он  заучивал Священный Коран наизусть с двухлетнего возраста и сумел полностью выучить весь текст в пять с половиной лет. Также ему ...

    Июль 09, 2015
  • ПРОГРАММЫ НАШЕГО ФЕСТИВАЛЯ

      П Р О Г Р А М М Ы   Н А Ш Е Г О   Ф Е С Т И В А Л Я Организация, страна Докладчик Название мероприятия или мастер-класса Время День недели, дата № Международный университет Аль-Мустафа  (Иран) Назим Зейналов Презентация нового перевода смыслов ...

    Июль 10, 2015
  • Наш гость – Центр ИТ-технологий «Нур»

    «Нур» - крупнейший производитель исламского программного обеспечения – участник московского КоранФеста-2015. Центр компьютерных исследований исламских наук «Нур» создан в 1989 г. при всесторонней поддержке Лидера революции аятоллы Хаменеи в иранском городе Кум. Основная задача Центра — распространение богатой ...

    Июль 12, 2015
  • КоранФест – любителям каллиграфии, графики и детского рисунка

    Первый московский международный фестиваль Корана приглашает любителей визуальных искусств – у нас такое разнообразие! Вы увидите экспозицию современной коранической каллиграфии из Ирана – в диапазоне от традиционных по почерку и декору «персидских изысков» до смелых аванградных поисков. Есть работы в новых техниках ...

    Июль 12, 2015
  • Фонд Марджани на КоранФесте: шамаили, рукописи и книги

    Известный своей разносторонней научно-просветительской и собирательской, выставочной деятельностью, Фонд Марджани (Москва) является участником нашего фестиваля. На его стенде представлены печатные татарские шамаили начала 20 века из коллекции Фонда Марджани: "Восхождение Пророка на небеса" и "Кто стремится к знаниям, к тому ...

    Июль 13, 2015
  • Чудо персидских изразцов из Мешхеда

    На московский  КоранФест прибыли красочные изразцы традиционно персидского стиля - ими украшаются стены, торжественные входы и купола мечетей, медресе и общественных зданий. Все они покрыты каллиграфическими надписями, в первую очередь, из Корана, а также и узорами древнего Ирана с их архаичной космической символикой. Все они ...

    Июль 13, 2015
  • Иман Валерия Порохова о Коране и нашем фестивале

    Открытие КоранФеста посетила известная переводчица Корана Иман Валерия Порохова. Интервью у неё взяла Елена Новосёлова – корреспондент «Российской газеты». Предлагаем его Вашему вниманию: Подражания Корану. В Москве начался фестиваль священной книги мусульман В Москве начался международный фестиваль Корана. О главном ...

    Июль 14, 2015
  • Современные технологии на службе Вечного Слова

    Заметное место на фестивале Корана занимает стенд Центра компьютерных исследований исламских наук «Нур» («Свет»). На фестиваль Корана в Москву из иранского города Кум приехал заместитель директора Центра доктор Мохсен Месчи. Он у нашего микрофона: – Центр «Нур» является крупнейшим в мире центром по созданию ...

    Июль 16, 2015

Схема территории


Наши партнеры